Высоцкий Владимир Семенович

Высоцкий Владимир Семенович

Легенда авторской музыки, актер театра и кино.

Родился 25 января 1938 года (ск.25.07.1980 г.) в Москве. С началом Великой Отечественной войны отец отправился на фронт, а мать с сыном переехали в Оренбургскую область. В эвакуации они прожили два года и в 1943 году возвратились в Москву. Здесь семилетний Владимир пошел в первый класс. Учеба давалась ему плохо, а мама много работала и не могла следить за успехами сына. К тому моменту брак родителей практически распался: у каждого была новая семья.

В 1946 году Высоцкие развелись. Мальчик стал жить с отцом и мачехой. В 1947 году они переехали в Германию, куда по службе командировали отца. О своих первых заграничных впечатлениях Владимир Высоцкий писал матери в Москву: «Я живу очень хорошо. Хожу в школу, стараюсь учиться хорошо. Папа мне делает подарки. У меня уже два новых костюма, ботинки и пальто. Завтра тетя Женя закажет мне сапоги». В свободное время Высоцкий учился играть на пианино.

В 1949 году Высоцкие вернулись в СССР и поселились в Москве, в Большом Каретном переулке. Здесь же Владимир Высоцкий пошел в пятый класс 186-й мужской средней школы. Его детские воспоминания о районе, где он жил и учился, позже легли в основу многих текстов.

После окончания школы в 1955 году Владимир Высоцкий хотел поступать в театральный институт, но семья не поддержала его. Он стал студентом инженерно-строительного института МИСИ. Однако уже после первого семестра отчислился и стал готовиться к поступлению в Школу-студию МХАТ. В январе 1956 года Владимир Высоцкий вернулся в театральный кружок Богомолова.

У Высоцкого был неправильный прикус, плохая дикция и сиплый голос маленького диапазона — все это могло помешать ему стать большим актером. К тому же Высоцкий не походил на мужественного героя: за худобу и узкие плечи еще в школе его называли «высотой». Но он усердно работал над своей артикуляцией и физической формой. С таким же упорством он осваивал игру на гитаре.

Летом 1956 года Высоцкого приняли в Школу-студию МХАТ. На втором курсе стал пробовать себя в прозе — сочинил первую зарисовку из жизни молодых актеров «О жертвах вообще и об одной — в частности…», затем — цикл рассказов про «собаку Рекса, который был значительно умнее своего хозяина», рассказ про уволенного с работы.

В 1960 году Высоцкий получил диплом «актера драмы и кино» в Школе-студии МХАТ. Выпускник попал по распределению в Московский драматический театр имени Александра Пушкина. Но хриплый голос и внешность Высоцкого отталкивали режиссеров, поэтому поначалу ему не давали ролей. Актер остался практически без работы и денег.

Свою творческую нереализованность Высоцкий стал выплескивать в поэзии. Среди первых стихотворений — «Татуировка», «Большой Каретный», «Ленинградская блокада». Некоторые из произведений он стал исполнять под собственную гитарную музыку.

Из воспоминаний В.Высоцкого:  «Я однажды услышал магнитофон, услышал приятный голос, удивительные по тем временам мелодии. И, конечно, стихи, которые я тоже узнал. Это был Булат [Окуджава]. И вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией. Я попробовал это сделать сразу сам: тут же брал гитару, когда у меня появлялась строка, — и вдруг это не ложилось на этот ритм. Я тут же менял ритм и видел, что это даже работать помогает, т. е. сочинять с гитарой. Поэтому многие люди называют это песнями. Я считаю, что это стихи, исполняемые под гитару, под рояль — под какую-то ритмическую основу»

В первой половине 1960-х годов Высоцкий нередко получал возможность участвовать в фильмах благодаря ходатайствам Левона Кочаряна, работавшего в них вторым режиссёром. Так, по рекомендации Кочаряна актёру досталась роль моряка Петра в ленте «Увольнение на берег» (1961). Высоцкому было 23 года. Фильм снимался в Севастополе.

Несмотря на то, что герой Высоцкого появился в картине лишь в нескольких эпизодах, актёр вспоминал о съёмках на крейсере «Михаил Кутузов» как о работе с полным вживанием в роль.

По сценарию начинающий актер должен был сыграть влюбленного матроса Петра, которого наказали - не пустили в увольнение. А он так хотел увидеться с любимой девушкой!

На съемках не обошлось без курьезных случаев.

- Этот фильм мы снимали на крейсере «Кутузов», флагмане Черноморского флота. В Севастополе я жил целый месяц, - вспоминал он актерский опыт. - Спал в кубрике, учился драить палубу. Мы снимали наказание, поэтому мне надо было научиться драить палубу и еще кое-что погрязнее.

- Однажды Высоцкого и других артистов забрали на гауптвахту: в перерыве съемок они в полной морской форме вышли купить газировку и не отдали честь патрулю... - пишет в своем очерке исследователь творчества Владимира Высоцкого Марк Цыбульский.

Съемки съемками, но актеры тоже люди, со своими слабостями и желаниями.

- Прошло уже двадцать дней съемок, и группа посетовала, что до сих пор не пробовала черноморской ставридки, уж очень им захотелось отведать знаменитого блюда в Крыму - шкару. Так киношники оказались в гостях у местного жителя и отведали рыбу. А Высоцкого, конечно, попросили исполнить пару песен, - рассказал член Союза писателей Севастополя Леонид Сомов.

Кстати, тогда же он сделал первую запись на магнитофон в гостиничном номере.

Во время съемок «Увольнения на берег» Высоцкий написал свои первые песни - «Татуировка» и «Красное, зеленое…».

Высоцкий не был бы, конечно, Высоцким, если бы не попытался приударить за симпатичной девушкой. Вспоминает заслуженная артистка России Валентина Савельева, исполнительница роли Люси.

"Я познакомилась с Володей, когда он прилетел в Севастополь на досъёмку. Это было в сентябре 1961 года. По работе я с ним не сталкивалась, общих сцен у нас не было, а вот после съёмок собралась у нас компания в ресторане. Там были актёры и из других съёмочных групп. Помню, Коренев был из "Человека-амфибии", ещё кто-то. В общем, человек шесть-семь за столом было. Поужинали, а потом пошли в гостиницу "Севастополь", куда-то под лестницу, и там Володя нам пел. Пел какие-то блатные песни. Это было приятно спето, но сказать, что я испытала потрясение, я не могу.

Могу Вам сказать, что на меня он не произвёл никакого впечатления, ни по каким статьям, в том числе, и как мужчина тоже, но он начал усиленно ухаживать. В моей старой записной книжке есть его телефон. Он настаивал, чтобы я ему позвонила сразу, когда прилечу, обещал встретить после съёмки. Но я это всё проигнорировала и больше мы никогда не пересекались.

Потом, позднее уже, я разглядела в нём другое. Он потом покорял мощью, мужской силой. Но потом у него и песни были другие. А тогда был сентябрь 1961 года, самое начало..."

В.Высоцкий в фильме "Увольнение на берег"

В это же время Высоцкому посчастливилось встретиться с первыми космонавтами СССР Юрием Гагариным и Германом Титовым.

«Я снимался в фильме, который назывался «Увольнение на берег». Когда на «Михаил Кутузов» приехали Гагарин и Титов... всех прогнали... А я в это время на съёмках, и жил я там вместе с ребятами в кубриках. Всех киношников выгнали, а меня забыли, потому что я был тоже в форме, одет, как все, ко мне уж привыкли на корабле. Так что я первый из очень многих гражданских людей видел в лицо и разговаривал с Титовым и с Гагариным», - сохранилось в фонограмме выступления Высоцкого.

Еще фильм, в котором Высоцкий снимался в Крыму - «Я родом из детства» (1966 г.). Съемки проходили с 26 ноября 1965-го по 4 февраля 1966-го в Ялте.

Это картина о тех, кто во время Великой Отечественной войны впервые перенес тяжесть утраты близких, погибших на фронте. Герои фильма - мальчишки Игорь и Женька - живут в прифронтовом городе и ждут отцов, братьев и сестер.

Высоцкий играл в фильме 30-летнего и уже седого капитана-танкиста Володю, прошедшего войну, горевшего в танке.

В этом фильме звучат несколько песен Высоцкого: «Звезды» («Мне этот бой не забыть нипочем - Смертью пропитан воздух…»), «Высота» («Вцепились они в высоту, как в свое…»), «В холода» («В холода, в холода, От насиженных мест Нас другие зовут города…»), «Братские могилы» («На братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают…»).

«Братские могилы», которая была написана, по рассказам его дяди, о трагедии Херсонеса и боях на 35-й батарее. Согласно некоторым источникам, она посвящалась событиям в районе 35-й Береговой батареи в Севастополе. Песню в фильме исполнял Марк Бернес. Владимир Высоцкий многие концерты начинал именно с нее, она стала его визитной карточкой, и посвящал ее Бернесу.

- Я большой почитатель Высоцкого, но о том, что песня посвящена Мемориалу, к сожалению, не знаю. Если это так, было бы здорово, потому что Высоцкий был достойным человеком, в его творчестве прослеживается не только лирика, но и патриотическая тематика, - поделился с «КП» директор музея «35-я береговая батарея» Валерий Володин. Источник  

Параллельно с песенным творчеством Высоцкий продолжал искать «свой театр». Он с перерывами служил в Театре Пушкина, играл в Театре миниатюр, пробовался в театр «Современник».

Наконец, в 1964 году Высоцкий стал артистом Театра драмы и комедии на Таганке, где и прослужил до конца жизни.

Отношения Любимова с Владимиром Семёновичем не всегда были безоблачными — режиссёр периодически оповещал труппу о решении «окончательно уволить Высоцкого». Первый его уход из театра состоялся в марте 1968 года, когда после вынужденной отмены спектакля «Жизнь Галилея» Любимов и директор «Таганки» Николай Дупак выпустили приказ об освобождении актёра от работы по статье 47 «Г» КЗоТ «за вопиющее нарушение трудовой дисциплины». Подобные ситуации возникали и в дальнейшем, однако полного разрыва Высоцкого с театром не произошло.

После кинодебюта в студенческие годы Владимир Высоцкий сыграл несколько ролей в фильмах «Стряпуха», «Саша-Сашенька», «Хозяин тайги». Это были второстепенные персонажи. Со временем режиссеры заметили его и стали приглашать на более крупные роли. Так он сыграл главных героев в фильмах «Я родом из детства» и «Короткие встречи». Уже в этих кинолентах Высоцкий исполнил свои песни.

Популярность пришла к актеру в 1967 году, после роли радиста Володи в картине «Вертикаль». В фильме прозвучали авторские песни Высоцкого «Вершина», «Песня о друге», «Свои обиды каждый человек» и другие. Писатель Николай Андреев отмечал, что после выхода киноленты «известность Высоцкого рванула… вертикально вверх».

Одним из самых значимых событий в творческой биографии Высоцкого стала работа над образом Гамлета в Театре на Таганке. Премьера одноименного спектакля состоялась в 1971 году. Шекспировскую классику режиссер Юрий Любимов представил в современном прочтении: аскетичные декорации, костюмы — свитера и джинсы. Гамлет с гитарой в исполнении Высоцкого напоминал парня из соседнего двора.

Еще одним знаменательным образом в карьере Высоцкого стал Глеб Жеглов в фильме «Место встречи изменить нельзя». За этого персонажа в 1987 году артисту посмертно присудили Государственную премию СССР. Последним героем Высоцкого в кино стал Дон Гуан из «Маленьких трагедий».

Высоцкий никогда не выступал против властей. Он никогда не являлся антисоветчиком. «Мне претит роль “мученика”, этакого “гонимого поэта”, которую мне навязывают… Я хочу поставить свой талант на службу пропаганде идей нашего общества, имея такую популярность…

Я хочу только одного – быть поэтом и артистом для народа, который я люблю, для людей, чью боль и радость я, кажется, в состоянии выразить, в согласии с идеями, которые организуют наше общество
».

Из письма В. С. Высоцкого секретарю ЦК КПСС П. Н. Демичеву (лето 1973 года)

Ответ Высоцкого западным журналистам: «У меня есть претензии к властям моей страны, но решать их я буду не с вами…»

Высоцкий никогда не участвовал в демонстрациях диссидентов, не подписывал их воззвания и письма в их защиту. В своих публичных выступлениях и в СССР, и за рубежом он никогда не допускал антисоветских и антикоммунистических высказываний. После перестройки были обнародованы факты слежки за Высоцким агентов КГБ в США, они в своих донесениях в Москву даже удивлялись сдержанному и лояльному тону Высоцкого. В песнях Высоцкого откровенной антисоветчины тоже нет, поэтому «антивысоцким» критикам приходится выискивать ее в контексте, понимать все в переносном смысле, допуская чудовищные натяжки.

За свою жизнь Высоцкий дал тысячи концертов во многих городах и странах. В Крыму и Севастополе предположительно Высоцкий дал три концерта. Четвертый хотел провести в 1980 году, но… не успел.

В 1966 году летом он выступил на сцене театра имени Чехова в Ялте. А в 1976 году Высоцкий давал гастроли в Севастополе.

- Он выступал, как артист Таганки. Концерт проходил в Матросском клубе. Когда я писал очерки о Высоцком, общался с людьми, которые были на этом концерте, - вспоминает Леонид Сомов, замредактора газеты «Слава Севастополя».

В августе 1980 года в концертном зале приборостроительного завода им. В.И.Ленина («Парус») выступали актеры театра на Таганке Леонид Филатов и Леонид Ярмольник, которые рассказали зрителям, что на эти гастроли планировали приехать со своим другом Владимиром Высоцким…

В 1980 году Владимир Высоцкий попросил Юрия Любимова предоставить ему творческий отпуск на один год. В это время артист планировал работать над фильмом «Зеленый фургон» в качестве режиссера и соавтора сценария. Однако до начала съемок Высоцкий не дожил.

С постоянными творческими перегрузками Высоцкий боролся разгульным образом жизни. Здоровье артиста с годами все больше стало его подводить.

25 июля 1980 года Высоцкий умер.

Рано утром 28 июля гроб с телом Высоцкого перевезли с Малой Грузинской в театр и установили на затянутой чёрным бархатом сцене. В 10 часов началось прощание. Как вспоминал Артур Макаров, очередь, двигавшаяся ко входу на «Таганку», растянулась на девять километров. Согласно сводкам ГУВД Москвы, на Таганской площади и прилегающих к ней территориях собралось в тот день 108 тысяч человек.

Один из вопросов, вставших перед родными и близкими Высоцкого, был связан с местом погребения поэта. Всеволод Абдулов обратился за помощью к Иосифу Кобзону, и тот сумел добиться в Моссовете разрешения о захоронении Владимира Семёновича на Ваганьковском кладбище.

 

В 2018 году на стене Матросского клуба в Севастополе установлена памятная доска, выполненная севастопольским скульптором Константином Цихиевым.

В Севастополе имеется улица "Владимира Высоцкого" в Балаклавском районе в селе Орлином (расположена параллельно ул. Амет-Хана Султана недалеко от Туристского пруда)

Поделитесь с друзьями:
Чтобы добавить или редактировать информацию о человеке, свяжитесь с модератором раздела. Тел. +79787044987 Электронная почта - gorobets70@mail.ru